Больше про Ван Гога тут
Почему Винсент Ван Гог отрезал себе ухо
Приамбула
Услышав песню одной группы Санкт-Петербурга, про то, что "Серега водил ее на выставку Ван Гога..." Я как-то в голове пролистал, а что я знаю про этого художника.
Ага я знал, что художник, а не кулинар.
Знал я о нем не так уж и много, честно признаться, по сравнению с сегодняшним днем.
А еще намедни как-то с дочкой Марией, любительницей порисовать\пописать разное в разных техниках (сам я не пишу, даже не рисую, кроме эскизов и схем) в разговоре наткнулись на тему Ван Гог. Я, уезжая на выходные, на дачу, решил дать ребенку задание: Кто такой Ван Гог, как он сам от себя пострадал, что писал, и так далее.
Краткий такой докладец на эту тему. Приехал, а докладец себе такой готовый. Ребенок в 11 лет пошел по наименьшему сопротивлению - скопировав текст из Википедии на тему Винсент Ван Гог.
Так как я не приемлю, да и учителя тоже, такую халтуру, ребенку было дано задание вновь.
Вот интересно докопается ли она до таких материалов.
О том, что непризнанный при жизни голландский художник Винсент Ван Гог (1853-1890) отрезал себе ухо, знал каждый второй школьник в СССР, в новой России, вероятно уже, каждый третий, пятый. А вот почему — может объяснить далеко не всякий взрослый, я сам задался этим вопросом. Мол, сумасшедший был, странный…
Да, действительно известно, что Ван Гог страдал приступами безумия, один из которых привел даже к тому, что он отрезал себе часть уха, за два года до его кончины. Следует сказать, что прожил он всего 37 лет. Меньше чем я, да я и не страдаю такими недугами.
За год с небольшим до смерти Ван Гог добровольно решил поселиться в приюте для душевнобольных в Сен-Поль-де-Мозоле (Франция). Здесь ему выделили отдельную комнату, которая одновременно служила мастерской, в сопровождении работника приюта имел возможность бродить по окрестностям, чтобы писать пейзажи. В приюте у него первый и последний раз при жизни купили картину, скорее всего из жалости к безумцу, некая Анна Бош заплатившая 400 франков за картину "Красная виноградная лоза".
За день до его кончины, 29 июля 1890 года после обеда Ван Гог в одиночку, без сопровождающего его работника приюта ушел из приюта. Он немного побродил по полю, затем зашел на крестьянский двор. Хозяев не было дома. Винсент достал пистолет и выстрелил себе в сердце. Выстрел не был столь точен, как его мазки. Пуля, попавшая в реберную кость, отклонилась и прошла мимо сердца. Зажимая рану рукой, художник вернулся в приют и лег в постель.
Ближе к вечеру, как заметили о проблеме, вызвали врача Мазри из ближайшего поселка и полицию. То ли рана не причиняла Ван Гогу больших страданий, то ли он был малочувствителен к физической боли (вспомним историю с отрезанным ухом), но только, когда прибыла полиция, он спокойно курил трубку, лежа в постели.
Ночью он умер. Тело Ван Гога положили на бильярдный стол, а по стенам повесили его картины. Доктор Гаше, лечивший художника, зарисовал эту сцену карандашом.
Винсент Ван Гог «Автопортрет с отрезанным ухом», 1888.
Сумасшедший был, странный, но какова природа события, причина в чем. Что побудило.
Оказалось, существуют две версии: официальная и не официальная. Какой из них верить, решать Вам.
Гениальность зачастую (если не всегда) тождественна сумасшествию или сродни с ним.
Чтобы понять суть вещей того рокового года в жизни импрессиониста, нужно побывать в доме его мечты — в желтой двухэтажке, солнечной, как лето в Провансе. Так что ж, перенесемся туда, документально.
Желтый дом в Арле
Первого мая 1888 году Винсент Ван Гог снял домик с ярко-желтыми стенами во французском городе Арль. Домик этот находился по адресу 2, Place Lamartine, и Винсент намеревался создать из него творческую студию не только для себя, но и для других художников. Это была его мечта, и о ней он неоднократно писал своему брату Тэо.
Письмо брату Тео, в котором Винсент описывает «Желтый домик», 1888.
В распоряжении Винсента были четыре комнаты: ателье и кухня на первом, две спальни на втором. В соседнем доме находился продуктовый магазин. В четырехэтажке под боком — ресторан, где Винсент ужинал каждый вечер. В конце улицы железнодорожный мост.
Винсент Ван Гог «Желтый домик», 1888
Видите окошко, где прикрыты ставни? Там была комната нашего героя.
Винсент Ван Гог «Комната в Арле», 1888 . Свою комнату Ван Гог написал трижды, ничего не меняя в композиции — разнятся только цвета. Это — самая первая версия.
Комнатушка была небольшой (окошко — единственное) и — вполне вероятно — проходной: двери виднеются с обеих сторон. На стенах — маленькое зеркало, два портрета собственное кисти (портрет поэта и художника Евгена Боха и портрет солдата Пола-Евгена Милле), пейзаж у изголовья кровати, зарисовки.
Винсент Ван Гог «Портрет поэта Евгена Боха и «Портрет солдата Пола-Евгена Милле«, 1888.
Остальные комнаты были украшены художником гораздо более праздно и — под стать цвету дома — солнечно: ярко-желтыми «Подсолнухами». Их — семь холстов, сегодня разбросанных по ведущим галереям мира: от Лондона до Японии. Вот одна из картин.
Винсент Ван Гог «Подсолнухи», 1889, Филадельфийский Музей Искусств, США
Желтый цвет, судьбоносный желтый цвет. Все цвета так или иначе говорят о человеке, о его настроение сейчас и в пространстве. У Винсента он был желтый.
Так известно, что Желтый цвет – цвет радости, хорошего настроения, снимает чувство усталости и сонливость, он легкий, сияющий, возбуждающий, а потому – согревающий.
Дарует людям мудрость, слабым – силу, а женщинам – красоту.
Избыток желтого цвета усиливает выработку желчи, вызывает возбуждение. Действует желтый цвет на нервы и мозг, возбуждающе действует.
В конце концов желтый беспокоит человека, особенно для импрессиониста, возбуждает его характер и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, в конце концов, становится дерзкой и навязчивой. Это свойство желтого, тяготеющего к более светлым тонам, может достичь невыносимой для глаза и души высоты и силы. В этом случае он звучит как труба, поющая все громче и резче, или высокий звук фанфар.
Если к зеленому добавить красный (аддитивное смешение цветов), то получится желтый. Это оптическое объединение обоих цветов в желтый соответствует и психологическому началу желтого цвета.
Красный – как возбуждение, а зеленый – как направление, создают в результате состояние возбужденного напряжения. Как из красного и зеленого возникает другой цвет – желтый, так и возбужденное напряжение приводит к другому психическому состоянию: к взрыву, разрядке, эксцентрическому расслаблению, как, скажем, смех после заключительной фразы анекдота. Желтый выражает эксцентрическое разрешение возбужденного напряжения.
Зеленый цвет – это концентрическое напряжение и инерция, желтый же – эксцентрическая разрядка и изменение.
Если сравнить зеленый с заряженной, статистической потенциальной энергией, то желтый соответствует разряженной, динамической, кинетической энергии.
Визит друга
Теперь посмотрите на окно второго этажа у стены (на холсте «Желтый домик» у него ставни нараспашку). Видите?
После отъезда Ван Гога в желтом домике размещался бар.
В это окно на протяжении девяти недель выглядывал Поль Гоген (1848–1903) — первый (и последний) художник, присоединившийся к Винсенту в Арле.
Поль Гоген «Автопортет», 1888.
Причем не бесплатно: Гоген получил «командировочные» от Тео Ван Гога, брата нашего Ван Гога (заболевшего сразу после смерти Винсента, прожившего 33 года и закончившего свою жизнь как и старший брат в Медицинском институте душевнобольных в Утрехте). Оно и понятно: в отличие от Винсента, он уже был достаточно знаменит.
Холста с изображением комнаты Гогена Винсент написать не успел, но из его писем известно, что комната долгожданного гостя — больше, светлей и наряднее собственной. А вот так выглядели стулья живописцев. У меня, например, «сумасшедший» художник ассоциируется с этим стулом: ярким, простым, солнечным и ящиком с его именем. Своего рода автопортрет, не находите?
Винсент ван Гог «Кресло Ван Гога» и «Кресло Гогена», 1888.
А Гоген — со своим.
Как и следовало ожидать, совместная творческая жизнь вскоре — а именно: два месяца спустя — дала трещину. Говорят, Винсент мог усесться у кровати Поля и изучать его неподвижное спящее тело. И еще всякие воспоминания-байки. Как бы там ни было, двум творческим личностям тяжело ужиться под одной крышей. Прекрасная Фрида, если Вы помните, любила своего мужа-художника Диего всем сердцем, при этом жить c ним предпочитала в разных домах!
В один прекрасный день Поль, отписался Тео "had enough" и уехал восвояси.
Тогда и началось…
Поль Гоген «Портет Ван Гога у мольберта», 1888.
Итак, почему Ван Гог отрезал себе ухо?
Официальная версия
Винсент, понятное дело, был глубоко огорчен отъездом Поля: как никак, едва реализовавшись, рушилась его большая мечта. Мечта создать совместное творческое ателье в желтом доме. Уехал его первый, почетный гость. Уехал, разгоряченным, обиженным.
Художник так разволновался, что потерял самоконтроль: отрезал левое ухо, аккуратно завернул его в белый платок и направился в бордель — передать «посылку» любимой проститутке Гогена. (Говорят, та упала в обморок. Еще бы.)
Дальше были месяцы лечения — продуктивного и — одновременно — тщетного. А два года спустя — самоубийство.
Винсент Ван Гог «Кедровое дерево и фигура в саду клиники Св.Пола», 1889.
Винсент Ван Гог «Вход в клинику», 1889.
Винсент Ван Гог «Внутренний дворик клиники», 1889.
Неофициальная версия
Ты молчишь. Я тоже буду молчать. — Последние слова, сказанные Винсентом «другу» Полю.
В 2009 году вышла книга «Ухо Ван Гога: Поль Гоген и обет молчания» авторства Ганса Кауфманна и Риты Вилдеганс. В ней гамбургские историки, которые на протяжении десяти лет изучали полицейские файлы, показания очевидцев и письма художника, пытаются доказать, что ухо «пострадало» во время жаркой ссоры двух художников. Согласно их версии, художники направлялись в бордель, когда в порыве гнева, либо самозащиты, прекрасный фехтовальщик Поль Гоген, замахнулся на Винсента своей шпагой. Дальше — все по сценарию официальной версии: с ухом в платке, Винсент поплелся в бордель к любимой гогеновской проститутке, а потом истекал кровью в своем лучезарном домике, пока его, чуть живого, на следующее утро не нашли полицейские.
«Ты молчишь. Я тоже буду молчать» — такой была последняя известная нам фраза, сказанная Винсентом «другу» Полю. Историки верят, что именно из-за этой клятвы молчания Винсент взял всю вину на себя. Гоген же вообще не хотел давать показания…
Вот как трактуется некая версия гамбургских ученых - историков:
Гоген приехал в прованский город Арль к Ван Гогу в октябре 1888 года. Художники были к этому времени дружны, причем Ван Гог, натура яростная и увлекающаяся, был буквально влюблен в своего экзотического и много путешествовавшего товарища и умолял его о приезде. Специально к приезду Гогена он написал серию картин, в том числе "Желтый дом", "Сад поэта" и другие. Неопрятный и неорганизованный Ван Гог довольно быстро превратился для более буржуазного Гогена в источник раздражения. Они два месяца пытались ужиться под одной крышей, посвящая многие часы занятиям живописью и беседам на самые разные темы, и даже вместе "в гигиенических целях" посещали соседний бордель.
Ван Гог в письмах к брату Тео писал об изнурительных "электрических" спорах с другом. Гоген же в воспоминаниях сетовал на "расстроенный разум" и "отсутствие логики" у Ван Гога. Накануне решающей ссоры пьяный Винсент запустил в Поля стаканом, а на следующий вечер произошла новая стычка, которая и закончилась кровью. Считается, что вконец утомленный руганью Гоген вышел вечером 23 декабря 1888 года из дома на площади Ламартина, а обезумевший Ван Гог, оставшись один, отхватил себе бритвой мочку уха, завернул ее в газету и отправился к знакомой проститутке, которой и продемонстрировал странный трофей. Наутро его посетили полицейские и отвезли художника в больницу. Его автопортрет с перебинтованной головой стал известен не меньше, чем "Подсолнухи" или "Звездная ночь в Арле".
Согласно литературной версии этой драмы, то есть популярному роману Ирвинга Стоуна "Жажда жизни", Ван Гог 23 декабря шел за Гогеном по Арлю, держа в руке открытую бритву. Исследователи из Гамбургского университета Ханс Кауфман и Рита Вильдеганс, авторы книги "Van Goghs Ohr, Paul Gauguin und der Pakt des Schweigens" ("Ухо Ван Гога, Поль Гоген и обет молчания") утверждают, что Гоген оставил в Арле фехтовальную маску и перчатки и уже после отъезда просил Ван Гога прислать их ему. Ученые подчеркивают, что в письме ни словом не упомянута рапира, а она должна была у него быть: зачем бы иначе ему с собой перчатки и маска? Это обстоятельство вкупе с загадочными последними фразами Ван Гога в адрес Гогена, вроде "Раз ты молчишь, то и я буду молчать", позволяет исследователям по-новому реконструировать историческую ссору в Арле.
По версии Кауфмана и Вильдеганс, Гоген не просто вышел из желтого дома на площади Ламартина вечером 23 декабря: он покинул это пристанище уже с вещами, чтобы переночевать в гостинице и наутро уехать из Арля. При нем, разумеется, была и рапира (правда, почему он не прихватил все свое фехтовальное снаряжение, они не объясняют). Обиженный и злой, Ван Гог бросился вслед за другом, ссора вспыхнула вновь, и Гоген, пытаясь удержать голландца на расстоянии, достал рапиру и каким-то образом дотянулся до его лица и то ли в ярости, то ли случайно отрезал ему мочку уха. Даже небольшая ранка в этом месте вызывает обильное кровотечение (на этом, например, построена половина интриги романа Агаты Кристи "Объявлено убийство"). Испугавшись последствий, Гоген бросил рапиру в Рону. Ее, разумеется, никто не стал искать, потому что Гоген убедил всех в том, что неуравновешенный автор "Едоков картофеля" и прочих шедевров изувечил сам себя. Ван Гог же хранил молчание. Правда, считают Кауфман и Вильдеганс, за него говорят его эскизы, на одном из которых нарисовано ухо, а рядом написано латинское слово "ictus" ("удар"), используемое фехтовальщиками.
В результате взаимного обета молчания, который Гоген хранил из-за трусости и эгоизма, а Ван Гог - из благородства, современники и потомки считали голландского художника более безумным, чем он был на самом деле. Таков главный вывод Кауфмана и Вильдеганс. В музее Ван Гога в Амстердаме их точку зрения пока не разделяют, но считают достойной изучения. В конце концов, в биографии художника остается миллион белых пятен, львиная доля рассуждений о его житейских перипетиях строится на косвенных уликах: переписка с братом и воспоминания современников не дают ответов на многие вопросы. Одних только диагнозов Ван Гогу поставили не меньше десяти. В их числе есть и шизофрения, и эпилепсия, и маниакально-депрессивный психоз, и болезнь Меньера, и острая интермиттирующая порфирия. Кроме того, на его состояние могли оказывать воздействие абсент, содержащие свинец краски и приобретенный в борделях сифилис. В общем, здоровым человеком Ван Гог точно не был. Гоген, кстати, тоже, и жалко, что Кауфман и Вильдеганс не уделяют достаточно внимания тому, как драматический поступок Ван Гога повлиял на Гогена. Непаханое, практически, поле для исследований и интерпретаций.
Вся эта история мне напомнила, косвенно конечно «Идиота» — роман Фёдора Михайловича Достоевского создававшийся в 1860-х годах, да, за 20 лет до событий у Ван Гога. Может читал журнал «Русский вестник»? Отнюдь Господа, отнюдь.
Винсент Ван Гог "Едоки картофеля"
Винсент Ван Гог «Оливы», 1889.
Исследователи Ван Гога всегда считали, что художник отнял лишь часть уха – возможно только мочку. Но, исследуя жизнь Ван Гога, таинственный исследователь обнаружил рисунок, сделанный лечащим врачом. Если верить изображению, художник отрезал почти все ухо.
Бернадетт Мерфи, автор новой книги «Ухо Ван Гога», нашла интереснейший рисунок в архивах Ирвинга Стоуна, американского писателя, который новеллизировал историю жизни Ван Гога в романе «Жажда жизни». Мерфи узнала, что в 1930 году Стоун в поисках материала отправился во Францию в Арль, где встретился с доктором художника. Тот нарисовал Стоуну набросок уха Ван Гога до и после того, как художник в порыве сильных чувств членовредительствовал. Этот рисунок ясно показывает, что Ван Гог остался только с маленьким кусочком мочки.
Во что верить, чему доверять - решать читателю.
С 1944 желтый домик существует только на вангоговском холсте и старых фотографиях. Во время второй мировой Арль сильно бомбили, на месте желтого домика — новостройки.
© Google Street View
Создать ателье для художников у Винсента не получилось. Зато получилось стать вдохновением для целого поколения живописцев. И любимым художником для всех нас — самым сумасшедшим и самым гениальным.
Стоит сказать, что сегодня можно таки переночевать в той самой комнате Ван Гога в желтом доме. Ну, как той, по американским понятиям той. В бутафорской конечно, за 10 американскихъ рублей за ночь в пригороде Чикаго.
вот прямой сайт на это дело https://www.airbnb.co.uk/rooms/10981658
Как говорится: Будите у них в Чикаго - не проходите мимо.
Касаемо Винсента Ван Гога "Едоки картофеля", есть Владимир Драчинский с одноименной картиной и написана она в 2009 году. С ценой, сегодня, 500 американскихъ рублей.
Всем Мира и Добра!
|